Бетонирование конструкций и сооружений

Колонны, стены.

При бетонировании высоких конструкций типа стен и колонн происходит осадка свежеуложенного бетона. Причинами ее являются водоотделение бетона, деформация опалубки, а также начало процесса контракционного уплотнения. Осадка свежеуложенного бетона, как правило, меньше в опалубке колонн, более жесткой и менее деформируемой, чем в опалубке стен. Гидростатическое давление на опалубку укладываемой смеси мало связано с толщиной конструкции, поэтому поперечные деформации опалубки стен и колонн разного сечения зависят, при прочих равных условиях, только от высоты уложенного слоя смеси. При равных деформациях опалубки осадка свежеуложенного бетона в тонких стенах и колоннах больше, чем в толстых.
Учитывая изложенные соображения, действовавшие до 1988 г. СНиП нормировали предельные высоты непрерывного бетонирования:
5 м — для колонн,
3 м — для стен и перегородок,
2 м — lля колонн со сторонами сечения менее 0,4 м, а также для стен и перегородок толщиной менее полуметра.
При большей высоте этих конструкций необходимо было устраивать перерывы для осадки смеси на 1—2 часа. Эти ограничения были сделаны на основе эксперт¬ных оценок и не подтверждены конкретными исследованиями.

Если колонны и стены оканчиваются вутами или капителями, то рабочие швы следует устраивать под ними. Вуты и капители рассматривают как часть опираемого перекрытия и бетонируют вместе с ним. В связи со сложностью подачи и уплотнения бетонной смеси в глубоких узких формах опалубку колонн и стен с одной из сторон можно наращивать по мере бетонирования, либо оставлять в опалубке “окна”, закрываемые после подъема до их уровня укладываемой бетонной смеси.

Особое внимание при подаче бетонной смеси в узкую высокую опалубку стен и колонн следует уделять предотвращению расслоения смеси из-за рикошета крупного заполнителя от стенок опалубки и арматурных стержней. Для уменьшения рикошета следует не допускать свободного падения смеси в опалубку под углом к вертикали. Вертикальное направление потока смеси можно обеспечить установкой на концевых участках наклонных лотков, изогнутых хоботов, воронок и отбойных щитков. Целесообразнее концевой рукав бетонопровода либо хобот опускать внутрь опалубки. Уменьшению расслаиваемости смеси способствует также снижение скорости ее падения. Предельные высоты свободного падения регламентированы СНиПом.

Для тонкостенных конструкций нельзя применять смеси малоподвижные из-за опасности их недоуплотнения. Имеются рекомендации повышать жесткость смеси, либо применять смеси с большим содержанием крупного заполнителя для верхних слоев высоких тонкостенных конструкций. Осуществление их связано с практическими трудностями из-за необходимости приготовлять и укладывать в одну конструкцию бетон разного состава.

Более реальным путем для снижения водоотделения является уменьшение скорости бетонирования высоких конструкций. Эффективно для этой цели также применение воздухововлекающих добавок. Какие бы ни принимались меры по снижению водоотделения, верхний слой забетонированных колонн и стен целесообразно удалять. В конструкциях такого типа это удобно осуществлять следующим образом. Опалубка заполняется бетонной смесью на 2—3 см выше ее края, установленного на проектной отметке. Этот избыточный слой, содержащий пористую растворную часть смеси и покрытый карбонатной пленкой, срезают вровень с опалубкой перед окончанием схватывания бетона.

Жилые, гражданские и промышленные здания.

Проектные решения гражданских и жилых зданий могут предусматривать исполнение всех несущих и ограждающих элементов в монолитном железобетоне, а также в разнообразных комбинациях монолитных и сборных конструкций. Полностью монолитное исполнение многоэтажных зданий применяется сравнительно редко. Как правило, используют конструктивные схемы зданий с монолитными стенами и сборными перекрытиями, либо с монолитными внутренними стенами и перекрытиями в сочетании со сборными наружными стенами, а также схемы с монолитными ядрами жесткости в сочетании с обстройкой из сборных элементов, и схемы каркасных зданий с монолитными дисками жесткости. Такие здания правильнее называть сборно-монолитными. С определенными допущениями к сборно-монолитным зданиям можно отнести также строящиеся по специальным технологиям каркасные здания с подъемом перекрытий, забетонированных заранее на отметке пола первого этажа.

Проектные решения монолитных зданий должны быть теснейшим образом увязаны с технологией их возведения. Такая связь особенно важна для проектов жилых и гражданских зданий с высокой повторяемостью конструктивных элементов. Принципиальная технология возведения монолитных и сборно-монолитных зданий во многом определяется, а иногда жестко диктуется типом применяемой опалубки. Тип опалубки предопределяет часто и принципиальное конструктивно-планировочное решение зданий.

Основные типы опалубок для монолитных и сборно-монолитных зданий по конструктивным признакам можно подразделить на:
- щитовые разборно-переставные и крупнощитовые;
- объемно-переставные;
- блочные;
- скользящие.
Щитовые опалубки обеспечивают наибольшую технологическую гибкость и приемлемы для зданий самой различной планировочной структуры. В комплект щитовой опалубки входит набор модульных щитов нескольких типоразмеров, угловые вставки, торцевые щиты, а также набор дополнительных конструкций — элементы жесткости, стяжки, подкосы, подмости и пр.

Крупнощитовая опалубка стен

Крупнощитовая опалубка стен

1 — унифицированный щит; 2 — подкос; 3 — стяжка; 4 — лестница; 5 — кронштейн настила; 6 — ограждение

Щиты опалубки делают ребристыми, плоскими и каркасной конструкции. Плоские щиты из досок (а), клееные (б) и сотовые (в) используют редко, так как они менее долговечны, требуют осторожного обращения и более дорогие в изготовлении. Щиты с двойной палубой и сотовым каркасом имеют хорошие теплоизоляционные свойства, что позволяет их использовать зимой.

Наиболее часто применяют щиты с металлическим каркасом и палубой из металла (г) или комбинированные (д). Каркас выполняют из металлического уголка 1 с ребрами жесткости 2, на который крепится палуба в виде металлического листа толщиной 2…3 мм, листа фанеры или пластика. По периметру каркаса выполнены специальные крепежные отверстия 3, предназначенные для соединения щитов друг с другом. Соединяют щиты между собой быстроразъемными устройствами, удобными в работе и надежными в эксплуатации. Они должны обеспечивать высокую точность сборки, прочность, жесткость и устойчивость всей конструкции.

Страницы: 1 2 3 4