Бетонирование в скользящей опалубке

Бетонирование в скользящей опалубке — специфический технологический процесс, предусматривающий непрерывность формования вертикальных железобетонных элементов зданий и сооружений при механизированном подъеме собственно опалубки и сопряженной с ней оснастки. Технология скользящей опалубки была разработана для сооружений с постоянным сечением по высоте и неизменной толщиной стен, однако она применяется также для конических (дымовые трубы), гиперболических (градирни) и других сооружений переменного профиля.

Достоинствами скользящей опалубки являются возможность достижения высокого темпа производства работ, повышенная монолитность сооружений из-за сокращения количества, а иногда и ликвидации рабочих швов, снижение стоимости и трудоемкости работ благодаря исключению процессов монтажа и демонтажа обычной опалубки.

Статья ресурса monolitniy.ru - строительные услуги в Москве и Подмосковье, а также статьи по строительству: монолитное строительство, строительство кирпичных домов, наружная и внутренняя отделка

Внутренние и наружные щиты опалубки прикреплены к стойкам охватывающих домкратных рам, воспринимающих распор укладываемой бетонной смеси. Подъем опалубки осуществляется одновременно всем контуром с помощью домкратов, закрепляемых к ригелям домкратных рам. Вся система перемещается по заранее смонтированным внутри бетонируемой стены стержням, на которые опираются домкраты.

Скользящая опалубка

Скользящая опалубка

1 — наружные подмости с рабочим настилом, 2 — гидродомкрат с регулятором горизонтальности, 3 - домкратная рама, 4 — обвязочный брус, 5 — шиты опалубки, б — домкратный стержень, 7 — подвески, 8, 9 — подвесные подмости, 10 — кружальные доски

Скользящая опалубка включает рабочий пол на уровне верха щитов, предназначенный для обслуживания домкратов, приема и укладки бетонной смеси, а также систему подвесных подмостей. Для обеспечения горизонтальности рабочего пола опалубки применяют автоматические системы, синхронизирующие работу домкратов.

Существуют системы скользящей опалубки, где домкратные стержни вынесены за пределы бетонируемой стены. При этом исключаются трудности, связанные с извлечением домкратных стержней для их повторного применения, однако усугубляются проблемы обеспечения устойчивости домкратных стержней.

Подавляющее большинство систем скользящей опалубки предусматривает наращивание горизонтальных элементов арматурного каркаса отдельными стержнями по мере подъема опалубки. Это обусловливается наличием охватывающих стену домкратных рам, ригели которых всего на 25—40 см превышают отметку верха щитов, что препятствует установке объемных каркасов. Поэтому арматурные работы здесь практически не поддаются индустриализации.

Существуют многочисленные конструкции домкратов для скользящей опалубки: электромеханические, пневматические, вибрационные, гидравлические. Последние получили наибольшее распространение, в том числе и нашей стране, где серийно выпускаются гидродомкраты ОГД-64-У, развивающие усилие 55 кН, целесообразно применение более мощных домкратов (до 200—300 кН), что позволит повысить надежность всей системы, а также увеличить расстояние между домкратными стержнями.

Бетонирование в скользящей опалубке предъявляет ряд специфических требований к составу применяемой бетонной смеси. Они определяются особенностями укладки смеси и необходимостью обеспечить заданный темп набора прочности в ранние сроки твердения.
Бетонную смесь укладывают в скользящую опалубку слоями, как правило, не превышающими 20-25 см при подвижности 8—10 см. Высота слоя ограничивается допустимым давлением смеси на шиты опалубки, необходимостью равномерной ее загрузки, а также требованием перекрытия слоев без образования рабочего шва. Даже если сделать весьма жесткую опалубку (что, естественно, отразится на ее массе) и обеспечить высокую интенсивность подачи бетонной смеси, исключив проблему перекрытия слоев, высоту слоя бетонирования нельзя существенно увеличить. В противном случае пришлось бы чрезмерно повысить скорость подъема, тогда выходящая из-под щитов отформованная стена не имела бы достаточной распалубочной прочности.

Решение этой задачи в принципе возможно за счет увеличения высоты щитов, однако при этом возрастают силы трения опалубки о бетон и ухудшается его поверхность. Наилучшие условия взаимодействия скользящей опалубки с уложенным бетоном создаются при прочности выходящего из-под щитов бетона в пределах 0,2—0,3 МПа. При меньшей прочности возможны деформации (оползание бетона), при большей ухудшаются условия подъема, так как трение поднимаемой опалубки происходит не по отформованной смеси, а по затвердевшему бетону.

Прочность выходящего из-под щитов опалубки бетона 0,2—0,3 МПа достигается в зависимости от его состава и используемых материалов, а также от температуры окружающего воздуха за период 4—12 ч. Для обычно принимаемой высоты щита 130 см такая продолжительность нахождения бетона внутри опалубки определяет скорость ее движения соответственно 260—290 см/смену.

Инструментальные методики определения в построечных условиях прочности бетона в раннем возрасте отсутствуют. Специалисты по работе со скользящей опалубкой считают скорость ее перемещения выбранной правильно, когда при нажатии пальцем на вышедший из-под опалубки бетон на нем остается заметный отпечаток, но не глубокая вмятина.

При высокой интенсивности бетонирования и скорости подъема опалубки, превышающей 5 м в сутки, твердеющий бетон неразвитых в плане сооружений (трубы, ядра жесткости) испытывает значительные нагрузки не только от веса вышеуложенных слоев, но и от ветра. В связи с этим регламентируют прочность бетона при различном превышении над ним зоны укладки смеси. Кинетика набора прочности бетона в первые 1—7 дней после укладки имеет особо важное значение при работе в скользящей опалубке зимой.

Работа в скользящей опалубке сопряжена с дополнительными трудностями. Обеспечить, рост прочности бетона по выходе его из-под щитов опалубки можно, перемещая вместе с опалубкой специальные средства для его тепловой обработки. Наибольшее распространение для этой цели получил тепляк, образуемый закрытием опалубки и подвесных подмостей брезентовой “юбкой”. Внутри тепляка устанавливают калориферы, поддерживающие температуру около 20°С. Опалубку перемещают со скоростью 0,6—0,8 м/сут. “Юбка” создает дополнительную вертикальную нагрузку на опалубку. Нагрузки от повышенной парусности “юбки” при сильных ветрах могут “закручивать” опалубку. Особое внимание надо уделять обеспечению пожарной безопа¬ности при работе калориферов.

Ряд жилых и общественных зданий возводился зимой в скользящей опалубке с использованием противо-морозных добавок — поташа и нитрита натрия. Этот беспрогревный метод требует в связи с колебаниями температуры воздуха постоянного изменения количества вводимых добавок и режимов бетонирования. Неожиданные похолодания могут приводить к падению температуры выходящего из-под опалубки бетона ниже расчетной. Из-за медленного набора прочности бетона с нитритом натрия приходится останавливать бетонирование, а использование поташа резко сокращает сроки схватывания бетона. Все это свидетельствует о практической невозможности при использовании противоморозных добавок поддерживать оптимальными режимы движения скользящей опалубки и обеспечить непрерывность процесса бетонирования.

При остановке скользящей опалубки с образованием рабочего шва щиты необходимо поднять почти на полную высоту над уровнем твердеющего бетона. Перед началом дальнейшего скольжения опалубку заполняют бетонной смесью, соблюдая специальные требования по режиму бетонирования. Эта достаточно сложная операция не избавляет от образования в зоне шва так называемой елочки — характерного перепада по толщине бетонируемой стены, возникающего из-за установки щитов скользящей опалубки с распалубочным наклоном. Помимо елочки в зоне шва образуются подтеки растворной части смеси. Таким образом, остановки в скольжении связаны с дополнительными работами по штукатурке поверхности бетонируемых стен.

Остановки скользящей опалубки могут диктоваться конструктивными особенностями возводимых сооружений. Так, при возведении жилых и общественных зданий остановки делают для устройства междуэтажных перекрытий. Здесь при разработке принципиальной технологии работы приходится решать компромиссную задачу: чем меньше остановок скользящей опалубки, тем проще и быстрее возводить стены, но больше трудностей в устройстве перекрытий.

Существует метод, когда стены возводят на полную высоту здания, а затем внутри готового “колодца” монтируют сборные или бетонируют монолитные перекрытия. В этом случае приходится обеспечивать устойчивость сооружения в строительный период без поперечных элементов жесткости. Кроме того, устройство перекрытий осложнено подачей грузов “вслепую” с помощью сигнальщиков.

Сейчас шире применяют методы, предусматривающие устройство монолитных перекрытий с отставанием на один и более этаж от возведенных стен. Опалубка перекрытий делается, как правило, подвесной к скользящей. Применение скользящей опалубки в режиме с многочисленными остановками ставит под вопрос ее конкурентоспособность для использования при возведении многоэтажных зданий по сравнению с прогрессивными конструкциями объемно-блочной опалубки и переставной опалубки с механизированным подъемом. Их применение не ставит каких-либо особых требований к кинетике набора прочности бетона, позволяет сравнительно просто бетонировать конструкции зимой и обеспечивает лучшее, чем при скользящей опалубке, качество поверхности стен.

Так построены большинство премиум-зданий заграницей, к примеру, отели Алании 5 звезд, отели в странах Арабских Эмиратов и иные высококлассные заведения. Прочность и качество такого способа стройки тут видны невооружённым глазом - именно потому пятизвёздочные отели Алании так популярны среди туристов и отдыхающих.

Мой блог находят по следующим фразам
заливка монолитных колон
электропрогрев деревянной опалубки
как делать колон и балки из бетона
Особенности выполнения специалбной штукатурки
понятия балка ригель
мурат

Метки:арматурные работы, бетонирование, заливка бетона, монолит, монолитное строительство, монолитный железобетон, опалубка, строительство дома

Связанные записи