Оптимизация опалубочных работ

Трудозатраты на ведение опалубочных работ составляют из общего объема 15-18% в промышленном и гражданском строительстве и до 40% в монолитном домостроении. Снижение материалоемкости опалубочных систем и повышение их оборачиваемости является одним из путей повышения эффективности монолитного строительства. Непременным условием многократной оборачиваемости опалубки является ее унификация на основе модульной системы.
Снижение трудоемкости и стоимости опалубочных работ непосредственно связано с:
- конструктивными особенностями применяемой опалубки;
- числом типоразмеров основных элементов, их массой, способом соединения и типом крепления;
- площадью отдельных щитов и их модулем.

Отсутствие унификации монолитных конструкций приводит к удорожанию опалубочных и арматурных работ. Так, число типоразмеров фундаментов под колонны каркаса промышленных зданий составляет 30-150 на каждую тысячу. Это приводит к увеличению парка опалубки. Из-за малосерийного производства арматурных изделий годовые потери арматурной стали только по одному региону 150-200 тонн. Отсутствие унификации линейных размеров монолитных конструкций значительно снижает экономический эффект от применения многооборачиваемой опалубки.

Статья ресурса monolitniy.ru - строительные услуги в Москве и Подмосковье, а также статьи по строительству: монолитное строительство, строительство кирпичных домов, наружная и внутренняя отделка

Практика строительства показывает, что в ряде случаев экономически целесообразно сократить число типоразмеров фундаментов за счет увеличения размеров элементов. Унификация линейных размеров конструкций является предпосылкой к унификации не только опалубочных систем, но и методов армирования, выполнения стыков и соединений, закладных деталей, способов их фиксации на опалубке и т.п. Анализ монолитных конструкций и технологии их бетонирования позволили ввести укрупненный размерный модуль опалубки 300 мм в государственный стандарт на опалубку. Он также заложен в типовую и самую массовую серию фундаментов 1-412. За счет экономически обоснованной унификации монолитных фундаментов их себестоимость снижается на 2-3%. Нибольшее распространение получила инвентарная опалубка, применяемая в промышленном строительстве. К ней относятся мелко- и крупнощитовая, предназначенная для бетонирования разнотипных конструкций, в том числе крупноразмерных и массивных.

Для бетонирования конструкций и сооружений преимущественно переменного сечения (дымовых труб, градирен, опор мостов и др.) используется подъемно-переставная опалубка. Для бетонирования замкнутых отдельно стоящих конструкций типа ростверков, фундаментов, а также лифтовых шахт используется блочная неразъемная и блочно-разъемная опалубки. Эти опалубки позволяют бетонировать однотипные конструкции объемом до 8 м3 с распалубкой в раннем возрасте. При возведении разнотипных монолитных конструкций объемом более 8 м3 используется блочная переналаживаемая опалубка. Она допускает изменение размеров в плане и по высоте и позволяет бетонировать конструкции общей площадью от 10 до 40 м2.

Материалом опалубки служат: сталь, алюминиевые сплавы, стальной профилированный лист, древесные материалы (фанера, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты), композиционные материалы на базе синтетических смол (стеклопластик, полипропилен с наполнителем и др.). Поддерживающие элементы опалубки выполняются главным образом из стали, что позволяет достичь высокой оборачиваемости при сравнительно невысоком расходе материала.

Комбинированные конструкции опалубки являются наиболее эффективными. Они позволяют в наибольшей степени использовать физические характеристики материалов. При использовании фанеры и пластика оборачиваемость опалубки достигает 50 и более раз, при этом существенно повышается качество поверхностей вследствие более низкой адгезии материала с бетоном.
Стальная опалубка требует использования металлического листа толщиной 4-6 мм, что делает такую опалубку достаточно тяжелой. Опалубку из деревянных материалов защищают эффективной синтетической пленкой. Для пропитки используют бакелитовые жидкие смелы, эпоксидно-фенольные лаки и другие материалы. Пленки наносят на места палубы методом горячего прессования.

Мелкощитовая опалубка собирается из элементов небольшого диаметра массой до 50 кг, что позволяет устанавливать и разбирать их вручную. Частями опалубки являются щиты площадью до 1м2, несущие элементы (схватки, стойки, раскосы и другие элементы жесткости и поддерживающие устройства). Из элементов опалубки можно собирать крупные панели и блоки, монтируемые и демонтируемые краном.

Крупнощитовая опалубка состит из крупноразмерных щитов, элементов соединения и крепления. Щиты опалубки являются самонесущими и включают палубу, элементы жесткости и несущие элементы. Их оборудуют подмостями, подкосами для установки и выверки, регулировочными домкратами. Монтаж и демонтаж опалубки производят с использованием кранов. Конструктивно крупнощитовые опалубки одинакового назначения мало отличаются друг от друга. Их многообразие свидетельствует об отсутствии единой централизованной системы проектирования и изготовления, что приводит к различному уровню их технологичности и индустриальности.

В зависимости от конструктивного решения опалубки трудоемкость монтажа и демонтажа составляет 0,0695. . .0,097 чел.дн/м2. Обобщенным показателем, свидетельствующим о надежности опалубочной системы и ее индустриальности, является оборачиваемость до полного износа. Этот параметр колеблется от 30 до 100 циклов, что свидетельствует о слабой конструктивной проработке отдельных узлов, сопряжений и долговечности материала.

Страницы: 1 2 3