Возведение монолитных и сборно-монолитных зданий

В технологии возведения монолитных зданий используются методы, которые являются традиционными, т. е. апробированными на практике. В их основе лежит использование принципиально различных видов опалубок: тоннельной, горизонтально и вертикально извлекаемой; скользящей; крупно- и мелкощитовой. Основными характеристиками эффективности технологии служат показатели технологичности при монтаже и демонтаже, в то время как армирование и бетонирование конструкции для всех типов опалубок имеют много общих признаков. Каждый из видов опалубочных систем, обладая частичной универсальностью, имеет технологические особенности.

При возведении зданий с использованием тоннельных, горизонтально извлекаемых опалубок дополнительные трудозатраты образуются за счет создания специальных площадок для извлечения и размещения опалубочных блоков. Как известно, такие системы требуют устройства наружного стенового ограждения, что также приводит к повышению трудоемкости работ и снижению технологичности процесса.

Авторство этой статьи принадлежит блогу MONOLITNIY.RU - строительные услуги в Москве и Подмосковье, технология монолитного строительства домов, строительство кирпичных коттеджей, наружная и внутренняя отделка зданий. Использование статей ресурса МОНОЛИТНЫЙ ДОМ допустимо только при установке активной обратной ссылки на блог автора.


Более прогрессивной технологией монолитного домостроения является использование вертикально извлекаемых опалубок, которые позволяют совместить изготовление внутренних и наружных стен. Это обстоятельство в некоторой степени повышает технологичность и универсальность системы.

В то же время устройство монолитного перекрытия является менее индустриальным циклом. Повышение технологичности этого процесса может быть достигнуто использованием створчатой опалубки перекрытий или сборных конструкций, что позволяет существенно повысить индустриальность работ.

Использование тоннельной опалубки позволяет возводить здание по технологии, при которой опалубка передвигается в продольном направлении. При этом возведение всех элементов здания, включая наружные стены, становится непрерывным. Некоторую сложность вызывает устройство внутренних поперечных стен. По технологии, в монолитном перекрытии оставляют поперечные щели, через которые с помощью инвентарной опалубки устраивают внутренние стены. Для устройства лифтовых шахт и монтажа сантехкабин оставляют специальные монтажные проемы. Представляет интерес ступенчатая технология возведения зданий с использованием горизонтально перемещаемой тоннельной опалубки. Особенность технологии заключается в одновременном возведении ячеек здания на нескольких этажах со смещением фронта работ на одну ячейку относительно каждого этажа. Внутренние стены возводятся после перемещения опалубки в очередную ячейку с использованием элементов несъемной железобетонной опалубки или инвентарных щитов. Такая технология может быть использована при возведении зданий протяженных в плане.

К нетрадиционным технологиям следует отнести метод подъема этажей, выполняемых в монолите на уровне первого этажа. Это дает возможность более рационально использовать средства вертикального транспорта и укладки бетонной смеси, а также выбрать более эффективную технологию ускоренного твердения бетона.

Конструктивное решение блочно-щитовой опалубки позволяет возводить общественные и жилые здания повышенной этажности как полностью в монолитном, так и сборно-монолитном варианте. Предпочтение тому или иному варианту отдается по результатам технико-экономических исследований с учетом развития индустрии сборного железобетона, климатических условий региона строительства, наличия транспортных путей и требований архитектуры. В практике жилищного строительства широко применяется комбинированное сочетание монолитного и сборного железобетона: монолитные внутренние и наружные стены в сочетании со сборными перекрытиями; монолитные внутренние стены и сборные наружные стены и перекрытия.

В блочно-щитовой опалубке возводят здания точечного типа, а также здания с развитой в плане площадью. Для монтажа элементов опалубки и сборных конструкций используются башенные краны грузоподъемностью до 10 т, что обеспечивает установку наиболее тяжелого блока массой 7 т.

Для поточного производства работ по монтажу опалубки, установке арматуры и бетонированию стен каждый этаж здания в плане разделяется на захватки с приблизительно одинаковыми объемами работ. Необходимый комплект опалубки в зависимости от технологии работ пригоден для выполнения работ на I, II и III захватках. По мере выполнения бетонирования опалубка с I захватки переставляется на IV, а со II - на V. Опалубку с III захватки (лифтовая шахта и лестничная клетка) опускается на площадку складирования и монтируется на следующем этаже. В такой очередности цикл повторяется на каждом этаже. Комплект опалубки включает блоки, наружные и внутренние панели, торцевые и угловые щиты, проемообразователи и вкладыши, крепежные и соединительные детали. Все наружные панели имеют рабочий настил с ограждением.

При устройстве перегородок и внутренних стен панели опалубки устанавливаются с помощью подкосов, а противоположные панели соединяются между собой тягами. Первыми устанавливаются блоки опалубки, а затем производят монтаж панелей и отдельных щитов. Монтаж опалубки лифтовой шахты выполняется в следующем порядке. Сначала монтируют блоки лифтовой шахты и лестничной клетки, а затем панели и щиты. Блок опалубки лифтовой шахты устанавливается на опорное днище, имеющее поворотные кронштейны для опирания на гнезда в забетонированных стенах. Проемообразователи для оконных проемов раскладывают вдоль наружных панелей в соответствии с проектной разбивкой.

Для обеспечения герметичности стыков опалубки с низом панелей и щитов по их периметру закладывается жгут из микропористой резины диаметром 40 мм. Точность смонтированной опалубки должна быть на один класс выше точности бетонируемой конструкции. Щели в стыковых соединениях не должны превышать 2 мм.

Армирование монолитных конструкций рекомендуется вести методом вязки, так как при использовании дуговой сварки капли расплавленного металла и искры прожигают смазку опалубочных щитов, что приводит к ухудшению качества поверхностей. Исключение сварки дает выигрыш не только за счет снижения расхода электроэнергии, но и обеспечивает более ритмичную загрузку звена рабочих.

Транспортирование легкобетонной смеси при использовании водонасыщенных заполнителей не должно превышать 45 - 60 мин, в сухих — 30 - 40 мин. При большей продолжительности транспортирования требуется значительное увеличение начальной подвижности, что ведет к перерасходу цемента.

Бетонирование конструкций производят после монтажа всех элементов опалубки на захватке, установки арматуры и закладных деталей. Бетонная смесь к месту укладки подается бадьями. Непосредственно перед бетонированием требуется с поверхности ранее уложенного слоя удалить цементную пленку. Бетонную смесь укладывают в конструкцию горизонтальными слоями толщиной не более 50 см без перерывов. Каждый слой укладывается до начала схватывания предыдущего и тщательно уплотняется глубинными вибраторами. Высота свободного сбрасывания бетонной смеси не должна превышать 3 м. В процессе бетонирования необходимо установить каналообразователи и вкладыши для устройства электропроводки.

Страницы: 1 2